Большая распродажа: BILLA продает свои магазины в регионах

На продажу выставлены объекты BILLA в Днепре, Кременчуге, Никополе, Краматорске, Одессе и Херсоне.

Как стало известно, украинское подразделение австрийской REWE Group – BILLA Украина — активно ищет покупателей на девять своих магазинов в шести городах страны. Вероятнее всего, BILLA решила сосредоточиться на развитии в столице и городах-сателлитах. Доказательством этому служит недавно официально подтвержденная продажа ритейлером своего магазина в Запорожье – объект площадью более 4000 кв. м фигурирует в списке выставленных на продажу площадей, который есть в распоряжении RAU. Всего BILLA готова расстаться с 28 000 кв. м, из которых 4000 «квадратов» — магазин в Запорожье – уже нашли нового хозяина. К остальным пока что покупатели прицениваются, а австрийский ритейлер никуда не спешит.

Медленное отступление

Директор исследовательской компании GT Partners Игорь Гугля отмечает, что BILLA вышла в Украину в начале 2000-х годов, открыв свои первые магазины в Киеве, Харькове и Днепре. Наибольшего развития сеть достигла в кризисный 2014-й год, когда количество ее магазинов достигло 39, а представлены они были в 16 городах 9 областей страны. С тех пор количество супермаркетов австрийского ритейлера постепенно сокращалось.

Без лишнего шума за два года BILLA закрыла объекты в Сумах, Каменском и Мариуполе. И только уход с харьковского рынка привлек достаточно много внимания. После подтверждения в конце прошлого года продажи двух супермаркетов в Харькове, сеть в середине 2017-го сообщила, что покидает и Запорожье. Впрочем, список выставленных на продажу объектов значительно обширней.

Известие о закрытии ряда магазинов BILLA в регионах могло стать сюрпризом для потребителей, но не для участников и экспертов рынка: слухи о сворачивании работы ритейлера в областях ходили давно. «Об изменении планов о присутствии компании во всех крупнейших регионах Украины стало известно чуть менее года назад, — утверждает генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. — Часть сделок по продаже магазинов локальным игрокам уже завершилась. Это не 

«Несколько месяцев назад были проданы магазины BILLA в Харькове, поэтому не исключено, что компания рассматривает возможность продажи магазинов и в других городах, — констатирует руководитель департамента рынков капитала компании Cushman & Wakefield в Украине Владимир Мысак. — Большинство магазинов BILLA находятся в собственности компании, речь идет, скорее всего, именно о продаже торговой недвижимости. Покупателем может выступить любая национальная или локальная сеть».

Кстати, о покупателях объектов ритейлера единого мнения нет. Подобный формат мог быть интересен АШАН Украина, но французская компания только объявила о приобретении девяти гипермаркетов Караван, и до окончательной интеграции их в свою сеть вряд ли будет дальше наращивать площади. «Другой потенциальный претендент – Сільпо. Но, по моей информации, сеть не рассматривает маркеты BILLA как выгодное вложение, и не готова их покупать, — утверждает консультант в сфере торговой недвижимости, попросивший не указывать его имени. – Так что об оптовой продаже речь не идет, и, скорее всего, здания будут продавать по одному, локальным или региональным игрокам, либо же – в редких случаях – кому-то из национальных операторов, заинтересованных в укреплении своих позиций в конкретном городе или области».

Центростремительная сила

Есть несколько основных причин, почему австрийцы решили отказаться от работы в регионах. На первую обращает внимание Игорь Гугля: «BILLA успела снять лучшие «сливки» еще десять лет назад, когда рынок современной розницы в Украине находился на начальной стадии своего развития. Но ведущие отечественные торговцы с тех пор методично наращивали свои позиции, в том числе отвоевывая рыночную долю у зарубежных операторов». 

Об этом же в качестве второй причины ухода BILLA из некоторых областей упоминает Алексей Дорошенко. «Австрийцы вели консервативную стратегию, направленную на получение невысокой, но стабильной прибыли. Поэтому для меня еще в начале 2000-х годов вставал вопрос о целесообразности присутствия компании в ряде регионов, — говорит Алексей. — Однако растущий рынок ритейла в Украине давал уверенность в перспективных планах на получение от украинской дочки прибыли. В условиях многолетнего падения рынка, и отсутствии перспектив на его оживление в ближайшие годы, планы центрального офиса на Украину не могли не измениться» 

«Уход сети BILLA из регионов наглядно демонстрирует глубину пропасти между покупательской способностью в Киеве и областными центрами, — указывает Игорь Гугля, — Что говорить, если компания не пожалела даже свои магазины в таких городах, как Харьков или Днепр. Но при этом оставила супермаркеты в Вышгороде и Борисполе».

Но основная проблема, которую, похоже, REWE так и не смогла решить: логистика. Слишком широкое присутствие в регионах, в том числе и вне областных центров, при централизации поставок чрезмерно усложняло обеспечение периферийных супермаркетов товарами.

«Такое решение может быть обусловлено оптимизацией внутренних бизнес-процессов. Особенность географии этой торговой сети в том, что большинство магазинов BILLA сконцентрированы в Киеве, — соглашается Владимир Мысак. — В регионах они «разбросаны» достаточно далеко друг от друга, что не очень эффективно с точки зрения логистики. Оптимизация логистики и смена стратегии развития сети с фокусированием на Киеве может быть достаточно веским основанием для продажи магазинов в регионах, даже сейчас, при низкой стоимости недвижимости». Данную точку зрения отстаивает и Игорь Гугля: «Закрытие всех магазинов BILLA в регионах Украины во многом связано с логистикой: полноценно снабжать небольшое число магазинов в таких отдаленных городах оказалось для сети непосильной задачей».

Последний шаг

Станет ли отступление австрийской группы в Киев и окрестности предварительным этапом для окончательного ухода с украинского рынка? Мнения экспертов разошлись. Екатерина Весна, руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Украине, отмечает, что последние несколько лет BILLA фокусируется на столице и запрашивает помещения только в Киеве и городах-сателлитах.

Алексей Дорошенко, напротив, допускает, что после продажи части менее ходовых активов группа решит продать и более доходные объекты в Киеве. При этом он убежден, что на региональном ритейле уход группы никак не отразится: «Также, как местные игроки рынка не ощущали присутствие BILLA, также они и не ощутят ее отсутствия. Доля ритейлера была так мала, что ее перераспределение никого из локальных игроков не встревожило».

Игорь Гугля не исключает ни одного из двух возможных вариантов развития событий. «В целом, пока рано делать окончательные выводы о дальнейших перспективах BILLA в Украине. Будут ли закрытия региональных филиалов сети лишь так называемыми «непопулярными» реформами перед дальнейшим развитием, или же это первый звонок перед окончательным уходом из Украины – покажет время», — подводит итог эксперт.


Источник:  www.rau.ua