Как в Харькове развивается формат микрорайонных ТЦ

Как в Харькове развивается формат микрорайонных ТЦ

Все больше жилых районов Харькова получают свои собственные, небольшие по площади, но профессионально организованные торговые центры. Конкуренцию они составляют скорее рынкам и магазинам у дома, нежели крупным ТРЦ, но свою долю покупателей завоевывают вполне успешно.

Что такое «микрорайонный ТЦ»?

Как правило, это небольшой объект торговой недвижимости – площадью от 2 до 8 тыс. кв. м, в два или три этажа, при этом один этаж может быть ниже планировочной отметки земли. Согласно классификации торговых центров разработанной ICSC (International Council Of Shopping Centers), такой ТЦ охватывает зону в радиусе до 1-1,5 км – один-два микрорайона. Отсюда и название. В качестве якорного арендатора обычно выступает продуктовый супермаркет. Как правило, в таких торговых центрах размещается 1-3 якорных оператора с сопутствующими арендаторами меньшего формата, в результате получается небольшая торговая галерея из товаров и услуг

Конкуренция

Основными конкурентами для микрорайонных торговых центров остаются рынки и отдельно стоящие продовольственные гипермаркеты с прикассовой зоной, а так же застройщики жилых комплексов, которые как правило, предусматривают на первых этажах своей инфраструктуры коммерческие площади.

В чем успех?

Пожалуй, как и в ситуации с любым другим типом недвижимости, на первом месте оказывается локация и транспортная доступность. В основном, такие объекты строят в густонаселенных районах, жители которых и являются основной целевой аудиторией. Такая концепция похожа по формату на «магазин у дома», но предлагает больший ассортимент товаром и услуг. Следующий элемент успеха – качественное управление: понимание потребностей жителей района, правильно выбранный якорный оператор и правильный баланс услуг и товарных групп.

Перспективы

Судя по динамике открытия ТЦ «Класс» и «Рост», в Харькове, формат сейчас действительно интересен рынку. Потребность в наличии товаров первой необходимости и комплекса услуг в непосредственной близости к дому растет вместе с ценностью нашего времени. Для полноценного шопинга и отдыха конечно же харьковчане отдадут предпочтение крупным ТРЦ таким, как «Караван» или «Даффи», но для ежедневных покупок удобнее посетить микрорайонный торговый центр. Если говорить о примерах микрорайонных ТЦ, уже работающих в Харькове, мы можем назвать ТЦ «Северный» по ул. Сердюка 54, ТЦ «Каштан» по ул.23-го Августа 67-А, ТЦ «Континент» по ул.Бучмы 1-Б, ТРЦ «Протон» пл.Восстания 7/8. В текущем году, на рынке Барабашова планируется открытие ТЦ «Барабан», а так же открытие ТЦ «Класс» на Х.Горе и на пр.Ленина, ТЦ на Клочковской в районе центрального рынка. Doma – пример ТЦ микрорайонного формата Учитывая объемы жилищного строительства в Киеве и других больших городах, возведение новых жилых районов, которые необходимо обеспечить качественной инфраструктурой, перспективы этого формата ТЦ для продуктового ритейла действительно велики. «Девелоперу необходимо еще на стадии концепции предусмотреть удовлетворение всех потребностей будущих жителей, а размещенный ТЦ такого формата в пределах микрорайона успешно справится с задачей, – говорят в VARUS.

Развитие рынка

Появление и развитие профессиональных торговых объектов сравнительно небольшой площади, рассчитанных на жителей одного или двух микрорайонов, напоминает нам о том, что рынок не статичен. Он динамично развивается, меняя свою структуру, определяя новые ниши и – на что следует обратить внимание девелоперам – очень быстро заполняет их. В случае с микрорайонными ТЦ, если спрос на ежедневные покупки и мелкие бытовые услуги есть, и если их оказывают в неудобной форме – в виде рынка, десятков ларьков у дома – а крупные ТРЦ закрывают совсем другие вопросы, то торговый центр идет к клиенту сам. «Учитывая многолетний опыт управления ТЦ по всей территории Украины, я с уверенностью могу сказать, что ТЦ микрорайонного типа, при качественном управлении, правильном подборе арендаторов, будут только укреплять свои позиции на рынке коммерческой недвижимости», – комментирует генеральный директор компании «Кропперс Групп» Александр Илашку.